Дорожная безопасность

Задачи по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах.

Реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.

 

Младшая группа (3-4 года)

     Наблюдая с детьми за проезжающим транспортом, на конкретных примерах взрослым необходимо сравнивать две движущиеся машины, которые обгоняют друг друга; человек идёт медленно, а машина едет быстро, таким образом раскрывать понятие скорости: быстро-медленно.  Желательно, чтобы дети сами рассказывали о том, что они видят вокруг себя, устанавливали причинно-следственные связи и зависимости, например, транспорт остановился – и люди начали переходить дорогу, люди перешли – транспорт поехал. Дети должны свободно пользоваться такими терминами как дорога, улица, тротуар, проезжая часть.
     Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
     Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
     После неоднократных наблюдений, необходимых для того, чтобы дети лучше усвоили, зачем нужны разные виды транспорта, кто ими управляет, почему правила дорожного движения должны быть обязательны для всех, проводятся специальные беседы с детьми, в ходе которых они сами должны ответить на вопросы воспитателя. Желательно, чтобы примеры и объяснения были близки интересам детей. Например, повар не смог бы перейти дорогу, так как машины не останавливались, не смог бы вовремя сварить завтрак для детей; врач не успел бы к больному; мамы не смогли бы отвести детей в детский сад и опоздали бы на работу и т.д. После проведённых наблюдений и просмотров следует организовать продуктивные виды деятельности, конструирование, моделирование на тему: «Наш детский сад», «Моя дорога в детский сад», «Моя улица» с использованием транспортных игрушек. При этом очень важно, чтобы дети вспомнили и объяснили, почему пассажирский транспорт ближе к тротуару, а специальный – к середине проезжей части улицы. Хорошо использовать игру с разрезными картинками.
     В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении. Во время прогулки дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – забор, за ним – дом, справа, отменяя – машина, слева – дорога и т.д.).
     В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход (подземный, наземный). Определив с детьми, какая перед ними дорога(узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или широкая, многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть. Если же переход регулируется светофором, дети должны наблюдать в течение определённого времени, чтобы сигналы светофора сменились несколько раз. При этом воспитатель акцентирует внимание детей, что движение пешеходов и транспорта начинается только на зелёный цвет светофора, а на красный – все стоят. Жёлтый цвет предупреждает и водителей и пешеходов о смене сигнала. Закрепление полученных впечатлений необходимо организовывать на занятиях, в играх, беседах, в практикумах на макетах, фланелеграфе.

У детей 3-4 лет в результате накопленного жизненного опыта, занятий в детском саду, общения с родителями должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:
-по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;
-если подошёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги;
-дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;
-дорога таит в себе опасность (Воспитатель здесь должен очень чётко чувствовать границу целей – воспитывается не страх пред машинами, техникой и дорогой, а чувство опасности);
-транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.

Средняя группа (4-5 лет)

         У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям, свойственна переоценка своих возможностей, потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения.
         Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20% меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит 3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни.
         Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.
         У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.
         Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.
         Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора.
         В этом возрасте необходимо учить детей ориентироваться около дома и расположенных поблизости улицах; на участке детского сада;  знакомить с названиями общественных зданий в ближайшем окружении.
    Важно развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения:

    •  учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта;
    •  расширять знания об общественном транспорте, познакомить с трудом шофёра;
    •  продолжать учить детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко;
    •  учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки;
    • учить детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая их единым содержанием: улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять;
    •  учить рассказывать о себе: на чём ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался, кто и что сделал неправильно.
    •  как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении: направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз; знать правую и левую руку, во время прогулок дети определять правую часть тротуара и придерживаться её;
    •   учить определять положение предметов по отношению к себе: впереди меня – забор, за ним – дом, справ от меня – машина, слева – дорога и т.д..

         В течение года с детьми очень полезно проводить  прогулки к улицам с насыщенным транспортным движением, где они  могли бы наблюдать за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, познакомится со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Определив с ребёнком, какая перед ними дорога: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или многорядная, взрослые обращают внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть.
         В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
         Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
         С детьми 4- 5 лет необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

    К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила, дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:

    • ходить можно только по тротуару;
    • при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуарам бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;
    • движение на дороге регулирует светофор;
    • для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;
    • улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён. Если есть подземный переход, то дорогу можно переходить только по этому переходу; даже если переходишь по правилам (на зелёный свет светофора и по переходу), всё равно надо быть осторожным, водители могут нарушить правила и поехать, когда для пешеходов горит зелёный свет.

    Старшая группа (5-6 лет)

           У ребёнка 5-летнего возраста восприятие дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
           В этом возрасте взрослые должны не только уточнять и дополнять имеющиеся у детей знания, но и готовить их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим (слева от Коли – машина, перед ним – дорога с пешеходным переходом). Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей (Лена, иди вперёд, поверни голову налево, стой, поверни голову направо, иди вперёд, остановись, пройди назад таким - же путём). Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».
           Взрослые должны продолжать учить детей

      • свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта);
      •  ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители;
      • познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. 

           В практике наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода ( только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд.
      На прогулках с взрослыми дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов:

      • ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны;
      •  идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам;
      • переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода;
      • осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть;
      • переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо.
      • если имеется островок безопасности,  те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад).
      • распознавать, что означают положения регулировщика.

            С детьми 5-6 лет следует продолжать регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части, что бы дети  получили чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону, продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. 

      Подготовительная группа (6-7 лет)

           Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу. Они должны быть подготовлены к этому.Учитывая, что дорожные ситуации – это интенсивный динамический процесс, всю работу с детьми необходимо строить так, чтобы они постоянно упражнялись в приобретении трёх групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.

           Особые трудности испытывают дети при определении расстояния и скорости движущегося транспорта и в связи с этим не могут правильно спланировать своё поведение. Полезным может быть наблюдение за транспортным потоком, когда дети по сигналу взрослого «засекают» нужную машину, которая едет в направлении к ним, и начинают все вместе считать до тех пор, пока машина (автобус) не поравняется с детьми. Сравнивая несколько таких отсчётов, дети приобретают опыт, у них развивается не только глазомер, но и чувство времени при оценке движущегося транспорта. Во время таких наблюдений взрослый обращает внимание на то, что за крупным транспортом может ехать мотоцикл, небольшая машина… Опасность скрытого транспорта в том, что происходит на дороге. За большим транспортным средством может выехать машина, увеличив скорость для обгона, в тот момент, когда пешеход будет переходить дорогу, пропустив транспорт, который он видит. Такие ситуации следует постоянно моделировать в игре.
           Дети этого возраста должны хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки.  В пасмурный день нужно обратить внимание детей на плохую видимость на дороге, что одинаково опасно и для пешехода, и для водителя. Если прогулка проводится зимой, следует обратить внимание на скользкую дорогу: пешеход может упасть на проезжей части, а машинам очень сложно тормозить. Во время дождя или снега обратить внимание детей на то, что стекло кабины водителя, загрязняется и затрудняется видимость на дороге. В такую погоду пешеходы часто поднимают воротники, капюшоны, открывают зонты – это мешает обзору и очень опасно. Особую опасность для детей представляют перекрёстки как регулируемые, так и не регулируемые. Поэтому к месту перекрёстков следует провести несколько экскурсий, а затем смоделировать и обсудить, возможно, опасные ситуации, сделать зарисовки.
           Будущие школьники должны понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах города. Знакомство с дорожными знаками необходимо начинать с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем можно объяснить значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других.
      Чтобы закрепить знание детьми знаков, можно поиграть с ними в следующие игры:

      • "О чём говорит этот знак";
      • "Выбери знак и расскажи о нём";
      • "Отгадай знак по описанию";
      • "Какой здесь нужен знак".

      В результате проводимой работы у детей 6-7 лет сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:

      • прежде чем куда-то идти – мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места, представляющие наибольшую опасность;
      • переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю. Если есть загораживающий часть дороги двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдёт. Если стоящая машина, кусты или что-то ещё мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора;
      • из всех маршрутов движения выбирать тот, который наиболее безопасный
      • реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности;
      • улицы и перекрёстки никогда не переходить «по диагонали»;
      • требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%.
         

      Памятки для родителей по дорожной безопасности

      Памятки для родителей по дорожной безопасности

      Памятки для родителей по дорожной безопасности

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie